К вопросу об исполнении наказаний за нарушение законодательства об обороте гражданского и служебного оружия.
Исполнение
постановлений по делам об административных правонарушениях мы рассматриваем в
качестве отдельной, заключительной стадии административно-юрисдикционного
производства[1]. На этой стадии реализуется административная ответственность
как мера административного принуждения и вместе с тем достигается осуществление
социальных функций административного права. Это предопределяется реальным
исполнением наложенных административных наказаний, что в конечном итоге
определяет эффективность административно-юрисдикционного процесса[2].
Исполнение постановлений по делам об
административных правонарушениях занимает важное место в системе профилактики
не только административных деликтов, но и преступности. Цели административного
наказания, названные в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ (частная и общая превенция) могут
быть достигнуты только при условии исполнения назначенного в соответствии с
законом наказания. И, наоборот, «неисполнение наложенных взысканий делает
совершенно бессмысленной всю процедуру производства по данной категории дел,
приводит к дискредитации и подрыву авторитета соответствующих органов
государства и должностных лиц»[3]. Поэтому юрисдикционные органы (должностные
лица), наложившие административные взыскания, обязаны добиваться неуклонного
исполнения вынесенных ими постановлений[4].
Исполнение постановления предполагает
претерпевание лицом, совершившем административный проступок, соответствующих
лишений и ограничений личного, морального или материального характера.
Механизм исполнительного производства
«запускается» вступлением в законную силу постановления по делу об
административном правонарушении. Правила определения этого момента установлены
ст. 31.1 КоАП РФ. Одной из особенностей исполнительного производства является
то, что в соответствующие процессуальные административно-юрисдикционные
правоотношения вовлекаются новые субъекты, у которых возникают процессуальные
права и обязанности. В связи с тем, что ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ, которыми
предусматривается ответственность за административные правонарушения в сфере
оборота гражданского и служебного оружия, устанавливают лишь несколько видов
санкций. Н. Е. Бузникова совершенно
справедливо отмечает, что ряд процессуальных действий, имеющих непосредственное
отношение к исполнению постановления, осуществляется уже на стадии рассмотрения
дела[5]. Все это доказывает неразрывную связь исполнительного производства с
предшествующими стадиями производства по делам об административных
правонарушениях.
Исполнительное производство по делам об
административных правонарушениях представляет собой совокупность
правоприменительных и организационно-технических действий уполномоченных на то
субъектов. Глава 31 КоАП РФ сконструирована законодателем таким образом, что
позволяет выделить основные этапы исполнительного производства по делам об
административных правонарушениях: вступление постановления по делу об
административном правонарушении в законную силу; обращение постановления к
исполнению; непосредственное исполнение постановления об административном
правонарушении; окончание производства по исполнению постановления.
В то же время, при исполнении постановлений
по делам об административных правонарушениях осуществляются не только
организационно-технические действия, но и продолжается правоприменительный
процесс (например, в случаях решения вопроса об отсрочке и рассрочке исполнения
постановления, о сокращении срока лишения специального права, о «повороте»
исполнения при отмене постановления о наложении административного взыскания)[6].
Обращение постановления к исполнению образует совокупность действий субъекта
административной юрисдикции по передаче постановления по делу об
административном правонарушении органу, должностному лицу, уполномоченному
непосредственно исполнить данное постановление[7].
Общий порядок исполнения постановлений по
делам об административных правонарушениях урегулирован гл. 31 КоАП РФ. Правилами
этой главы определены обязанности субъектов административной юрисдикции,
которые выступают в роли лиц, уполномоченных обратить постановление по делу к
исполнению, а также разрешить вопросы, связанные с исполнением (об отсрочке, о
рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения, о взыскании
административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей
или иных законных представителей).
Особенности исполнения отдельных видов
административных наказаний установлены гл. 32 КоАП РФ. В научных работах
отмечается, что эти особенности порой настолько различают процедуры исполнения
постановлений, что в научных исследованиях отмечается, что единого порядка
исполнения постановления по делам об административных правонарушениях нет[8].
Следует заметить, что названные выше этапы присутствуют всегда, но
действительно, от вида наказания зависит очень многое, в том числе и субъектный
состав административно-юрисдикционного правоотношения. Рассмотрим порядок
исполнения наказаний, назначаемых за правонарушения законодательства об обороте
гражданского и служебного оружия.
Исполнение постановления о назначении
административного наказания в виде предупреждения[9] (ст. 32.1 КоАП РФ)
осуществляется наиболее простым образом – путем вручения или направления копии
постановления о предупреждении лицу, в отношении которого оно вынесено. В
большинстве случаев предупреждение выносится должностным лицом, уполномоченным
составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать
соответствующие дела. Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в сфере оборота гражданского и служебного оружия обусловливают
и особенности исполнения такого наказания. Дело в том, что должностные лица,
уполномоченные составлять протоколы по делам о правонарушениях, предусмотренных
ч. 2 и 3 ст. 20.8, ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, не вправе рассматривать такие дела.
Следовательно, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ, предупреждение выносит
начальник органа внутренних дел (полиции) или его заместитель, что исключает
возможность вынесения постановления на месте в порядке, предусмотренном ст.
28.6 КоАП РФ, а требует составления протокола об административном
правонарушении.
Исполнение постановления о наложении
административного штрафа урегулировано ст. 32.2 и 32.3 КоАП РФ.
Административный штраф может быть назначен за совершение любого из правонарушений,
предусмотренных ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ[10]. В то же время, как и
предупреждение, штраф не может быть взыскан на месте еще и по причине того, что
законодатель установил размеры штрафов, превышающие три минимальных размера
оплаты труда.
Закон предусматривает два способа
исполнения наказания в виде административного штрафа: 1) добровольное
исполнение лицом, привлеченным к административной ответственности; 2)
принудительное исполнение судебным приставом-исполнителем.
Исполнение постановлений о наложении
административного штрафа – труднейшая задача в административно-юрисдикционном
процессе. К сожалению, дополнение КоАП РФ новым составом административного правонарушения,
предусматривающим ответственность за неуплату административного штрафа (ч. 1
ст. 20.25 КоАП РФ), не способствовало повышению эффективности исполнения
постановлений.
Мы полностью поддерживаем предложение о
необходимости принципиального изменения системы информационного обеспечения
субъектов административной юрисдикции. Необходимо создание единой федеральной
базы данных о лицах, привлеченных к административной ответственности,
информация из которой должна быть доступна любому должностному лицу,
уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях[11].
Исполнение постановлений о возмездном
изъятии и о конфискации орудия совершения или предмета административного
правонарушения осуществляется в общем порядке. Отличие состоит лишь в том, кому
перечисляются вырученные от реализации изъятого или конфискованного. В то же
время, процедуры возмездного изъятия и конфискации оружия и патронов имеют
принципиальные отличия от процедур возмездного изъятия и конфискации иных
вещей.
Во-первых, ч. 2 и 3 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ предусмотрено
возмездное изъятие оружия и патронов к нему; ч. 1 ст. 20.12, ст. 20.13, ст.
20.14 КоАП РФ предусмотрена конфискация оружия и патронов к нему; ст. 20.9 КоАП
РФ предусмотрена конфискация приспособления для бесшумной стрельбы или прицела
(прицельного комплекса ночного видения); ст. 20.10 КоАП РФ предусмотрена
конфискация пневматического оружия; ст. 20.15 КоАП РФ – механических
распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или
раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми
разрядниками.
Во-вторых, названные наказания не
применяются к лицам, для которых охота является основным законным источником
средств к существованию.
В-третьих, в соответствии с ч. 3 ст. 3.7
КоАП РФ не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица,
совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета
административного правонарушения: а) подлежащих в соответствии с федеральным
законом возвращению их законному собственнику; б) изъятых из оборота либо
находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное
правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в
собственность государства или уничтожению.
В-четвертых, ч. 6 ст. 27.10 КоАП РФ требует
в протоколе об изъятии вещей и документов указывать сведения о типе, марке,
модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, о виде
и количестве боевых припасов.
В-пятых, ч. 10 ст. 27.10 КоАП РФ
устанавливает, что изъятое огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие,
а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России.
В-шестых, в соответствии с ч. 1 ст. 32.4
КоАП РФ постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и патронов
исполняется органами внутренних дел, а не судебным приставом-исполнителем.
Порядок исполнения постановлений о
возмездном изъятии оружия и патронов к нему урегулирован Федеральным законом
«Об оружии», в соответствии со ст. 27 которого изъятые, а также конфискованные
гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для
эксплуатации подлежат реализации через юридических лиц, имеющих лицензию на
торговлю гражданским и служебным оружием. Постановлением Правительства РФ от 21
июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного
оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» установлено, что юридические
лица, имеющие лицензию на торговлю оружием и патронами, принимают на
комиссионную продажу от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в
установленном порядке в государственную собственность. Изъятое или
конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат
историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством
культуры РФ, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других
федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих
лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны
направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам
экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо
создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально
уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры РФ.
Проведение экспертизы в производстве по
делам об административных правонарушениях регламентируется ст.26.4 КоАП РФ,
правила которой не вполне применимы к экспертизе оружия и патронов. Во-первых,
данная экспертиза проводится после вступления в законную силу постановления по
делу. Во-вторых, если в случае возмездного изъятия при назначении экспертизы
судья должен выяснить мнение участников производства о кандидатуре эксперта,
экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены
экспертом[12], то в случае конфискации, представляется, судья должен узнать
мнение лица, представляющего финансовые интересы казны.
Изъятые оружие и патроны, технически
непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные
к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних
дел в порядке, установленном МВД России. Патроны к газовому оружию, механические
распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и
раздражающими веществами, технически неисправные, либо срок годности, хранения
или использования которых истек, передаются поставщикам (продавцам) для
уничтожения в порядке, определяемом Минэкономразвития РФ по согласованию МВД
России.
Правовыми нормативными актами не разрешен
вопрос о конфискации приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного
комплекса ночного видения). Названные предметы не отнесены Федеральным законом
«Об оружии» ни к оружию, ни к основным частям оружия. Тем более, не являются
они и патронами или боеприпасами. Следовательно, их конфискация должна
осуществляться в общем порядке – путем продажи на аукционе.
В
завершение статьи необходимо отметить, что множественность и
неоднородность субъектов, осуществляющих исполнение постановлений по делам об
административных правонарушениях, а также недостаточная нормативная
урегулированность, связанная с их полномочиями на разных этапах производства,
становится препятствием к реализации принципа неотвратимости наказания. Введение
нового состава административного правонарушения (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) не
способствовало росту исполняемости, напротив, доля взысканных штрафов
снизилась. Не способствует повышению исполняемости постановлений и направление
их судебным приставам-исполнителям. Последние не заинтересованы в поиске
должников и в принудительном взыскании вала штрафов незначительного размера.
Существует необходимость в нормативной регламентации производства по делам об
административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, а
также уточнение предметов, конфискация и возмездное изъятие которых осуществляется
по специальным правилам, порядка назначения экспертиз оружия, которое возможно
представляет культурную ценность.
Мы полностью поддерживаем предложение о
необходимости принципиального изменения системы информационного обеспечения
субъектов административной юрисдикции. Необходимо создание единой федеральной
базы данных о лицах, привлеченных к административной ответственности,
информация из которой должна быть доступна любому должностному лицу,
уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях. Кроме
того, в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ необходимо предусмотреть, что информация о лице,
не исполнившем постановление, является поводом к возбуждению дела об
административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Такое
дополнение позволило бы возбуждать дела об этих правонарушениях более широкому
кругу уполномоченных должностных лиц.
[1]
См., напр.: Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. –
Воронеж, 1990. С. 163.
[2]
См.: Веремеенко И. И., Попов Л. Л., Шергин А. П. Понятие и условия
эффективности административных санкций // Правоведение, № 5. 1972. С. 37.;
Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. Учебное пособие.
– Свердловск, 1989. С. 183.
[3]
См.: Галаган И. А. Административная ответственность в СССР. – Воронеж, 1976. С.
151.
[4]
См.: Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск.
Изд. Уральского университета, 1979. С.183.
[5]
См.: Там же. С. 19.
[6]
См., напр.: Масленников М. Я. Применение административных взысканий. Калинин,
1986. С.23.
[7]
См., напр.: Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы
его реализации. Монография. – М., 1999. С. 185.; Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н.
Производство по делам об административных правонарушениях. – М., 1989. С. 89;
Андреев Е. М., Бертуш С. И., Зубов И. Н. и др. Исполнение административных
взысканий органами внутренних дел. – М., 1990. С. 12.
[8]
См., напр.: Бузникова Н. Е. Указ. соч. С. 23.
[9]
Предупреждение является довольно распространенным административным наказанием.
В 2010 г. за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.
20.8 – 20.15 КоАП РФ, вынесено 144227 предупреждений, в 2011 г. – 166449
предупреждений. См.: Сведения об административной практике ОВД за 2010 г. – М.:
ГИЦ МВД России, 2011.; Сведения об административной практике ОВД за 2011 г. –
М.: ГИЦ МВД России, 2012.
[10]
Административный штраф широко применяется в рассматриваемой сфере. В 2010 г. за
совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.8 – 20.15
КоАП РФ, вынесено 84675 постановлений, в 2011 г. – 89435 постановлений. См.: Сведения
об административной практике ОВД за 2010 г. – М.: ГИЦ МВД России, 2011.;
Сведения об административной практике ОВД за 2011 г. – М.: ГИЦ МВД России,
2012.
[11]
См.: Дорохин В. В. Указ. соч. С. 143.
[12]
См.: П. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5.