breadcrumbs_revolution_theme

Особенности применения таможенной процедуры "Уничтожение товаров".


    На данном историческом этапе Россия является участницей так называемой «санкционной» войны. Существующее положение, связанное с ограничением торгово-экономического оборота, прежде всего, негативно отражается на участниках внешнеэкономических отношений. В связи с применением Россией ответных санкций часть продукции, ввозимой прежде на территорию страны, попала под указанные ограничительные меры. В такой ситуации применение таможенной процедуры «Уничтожение товаров»  является особенно актуальным.

    В соответствии с подп. 26 п. 1ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее по тексту – ТК ТС),  под таможенной про­цедурой понимается  совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

    Установленные  ст. 202 ТК ТС таможенные процеду­ры являют собой правовые модели таможенного то­варооборота, так как каждая процедура включает в себя:

· порядок совершения таможенных операций по тамо­женному декларированию товаров;

· порядок уплаты таможенных пошлин, налогов;

· условия и временные пределы пользования и распо­ряжения товарами, выпущенными на таможенной террито­рии (за ее пределами);

· порядок совершения таможенных операций, необхо­димых для завершения таможенной процедуры.

    Таможенная процедура «Уничтожение товаров»  регулируется главой 42 ТК ТС и состоит всего из трех статей, которые содержат лишь установочные сведения о существе указанной процедуры. Немногим более – из четырех статей состоит глава 39 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», раскрывающая порядок применения процедуры уничтожения в отечественном законодательстве. При таком скромном законодательном регулировании,  в практической реализации заинтересованными лицами своих правомочий в рамках указанной процедуры, существует немало вопросов требующих разъяснения. Особенностям применения данной таможенной процедуры и будет посвящена эта статья.

 

    На первый взгляд процедура «Уничтожение товаров»  кажется абсурдной с точки зрения лица, перемещающего товары через таможенную границу и преследующему свои коммерческие цели. Однако в практике внешнеторгового оборота этот правовой  режим может помочь заинтересованным лицам в самых сложных ситуациях.

    Как правило, процедура уничтожения применяется в случаях: если товар в ходе перемещения через границу, из-за задержек при транспортировке потерял свои потребительские качества; срок хранения товара истек при нахождении его на складе временного хранения; товар не может быть выпущен в свободное обращение по причинам несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам; а также в отношении товаров, которые использовались для проведения выставок, (перемещение обратно через таможенную границу оборудования, использованного для проведения рекламных мероприятий может повлечь за собой затраты неизмеримо большие, чем его уничтожение).

    При возникновении этих и других обстоятельств декларант товара может обратиться с письменным заявлением, составляемом в произвольной форме, на имя начальника таможенного органа с просьбой о помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения.  В заявлении, составляемом в свободной форме декларант должен  указать наименование, количество, место нахождения,  стоимость соответствующих  товаров, причины уничтожения, а также процедурные вопросы, касающиеся времени, места и способа уничтожения товаров. Обязательно приложение грузовых и товаросопроводительных документов и указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Кроме того потребуется заключение федерального органа исполнительной власти о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров. Например: заключение специально уполномоченных в соответствии с законодательством об охране окружающей среды органов государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля (если имеются основания полагать, что уничтожение может причинить вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную угрозу для жизни или здоровья людей); договор об уничтожении товаров с указанием способа и времени уничтожения; документы, подтверждающие факт уничтожения, безвозвратной утери либо повреждения товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

    В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 7 февраля 2011 г. N 216 "Об утверждении порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения" указанный пакет документов подлежит регистрации в таможенных органах, а после - направляется начальнику таможни, для последующего рассмотрения. В установленный законом срок руководитель таможни принимает решение о возможности помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения. Основанием для отказа в удовлетворении заявления может служить непредставление в таможенный орган необходимых документов, или предоставление недостоверных сведений. В случае принятия положительного решения декларанту выдается письменное разрешение, заверенное  подписью уполномоченного лица и печатью. В процессе принятия решения начальник таможни устанавливает разумный срок для уничтожения товаров, с учетом  временных затрат, необходимых для перевоза товаров из места их хранения в место уничтожения. Все действия с товарами,  осуществляются с разрешения таможенного органа и под таможенным контролем.

    Особый интерес вызывают сами операции по уничтожению, к которым законодательство относит механическое, термическое, химическое воздействие на товары, демонтаж, с последующим повреждением разборных частей и.т.д. Словом, под уничтожением предполагается любое приведение товаров в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Этот процесс должен быть необратимым, а восстановление продукции не должно быть экономически выгодным. Однако в процессе реализации  процедуры существует ряд законодательно установленных  исключений. Так, уничтожение товаров не применятся в отношении:  культурных ценностей;  растений или животных, находящихся под угрозой исчезновения; к товарам, которые являются объектом залога в таможенных органах; к арестованным товарам и к товарам -  вещественным доказательствам. Есть и процессуальные ограничения. Уничтожение не должно причинять вред окружающей среде, нести опасность для людей, невозможно путем потребления товаров и не должно повлечь расходы государственных органов. Уничтожение товаров производится под таможенным контролем и за счет декларанта. О фактическом уничтожении товаров составляется акт, который должен быть подписан должностными лицами таможенного органа, контролировавшими проведение операций по уничтожению товаров и декларантом.

    Таким образом, уничтожив товар, участник внешнеторговой сделки освобождается от транспортных расходов по вывозу продукции с таможенной территории, а также не  уплачивает таможенные  пошлины  и налоги, так как товар не выпускается для внутреннего потребления. Кроме того, к уничтоженным товарам не применяются меры нетарифного регулирования, а сама процедура уничтожения может применяться к продукции, которая утратилась вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.

    Указанные преференции являются весомым аргументом при принятии решения декларантом о помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения, в случае наступления определенных обстоятельств.

Степовой Р.А.