Правовые особенности перемещения товаров международными почтовыми отправлениями.
В связи с увеличением популярности услуги по осуществлению
покупок посредством международной сети «Интернет» происходит неуклонный рост
международных почтовых отправлений, (далее по тексту – «МПО»), посредством которых заказанные товары доставляются
от отправителя к получателю. При этом, в условиях постоянно меняющегося
таможенного законодательства, особое внимание должно уделяться вопросам перемещения
МПО через таможенную границу с помощью почтовой связи.
Определенная специфика, связанная со
статусом МПО, особенностях их оформления и прохождения ими
таможенного контроля подтверждает актуальность этих вопросов в настоящее
время.
Общеизвестно, что таможенное законодательство
России на данный момент состоит из двух сегментов: национального -
определенного ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 года
N311-ФЗ и иными законодательными актами и наднационального -
представленного Таможенным Кодексом Таможенного Союза от 27.11.2009 года,
(далее по тексту «ТК ТС»).
В соответствии со ст. 4 ТК ТС: «МПО – это
почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной
территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного
союза или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые
документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза».
МПО представляют собой объекты почтового
обмена, статус которых определен Всемирным почтовым союзом.
Анализируя законодательство
государств – членов Таможенного союза, среди многих иных можно предложить
следующую классификацию МПО по характеру вложений, содержащихся в отправлениях:
- письма;
- почтовые карточки;
- печатные издания;
- мелкие пакеты, (вес не более2 кг.);
- секограммы, (вес не более 7 кг.);
- «Мешки М», (вес не более 30 кг.), содержимое которых составляет
печатная продукция, предназначенная для одного получателя по одному адресу.
Говоря о таможенном контроле в целом, следует
заметить, что это - совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами, в целях соблюдения таможенного законодательства.
Его основной целью является проверка законных
требований к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную
границу и соблюдение условий конкретной таможенной процедуры участниками
таможенных правоотношений.
Основным подзаконным актом, норматирующим осуществление таможенного контроля в отношении МПО являются «Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях». Данные правила закреплены Приказами Федеральной Таможенной службы РФ, (далее – «ФТС РФ»): от 01.10.2009 года №1803 и от 07.09.2010 года № 1652.
В соответствии со ст. 178 ТК ТС, МПО должны быть помещены под таможенную процедуру в первую очередь, а их таможенное оформление должно осуществляться в преимущественном порядке в срок, не превышающий трех дней.
Очевидно, что товары, запрещенные к ввозу на
таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с нее, а также товары,
пересылка которых запрещена Всемирным почтовым союзом, не
могут пересылаться в МПО. Конкретный список товаров, пересылка которых
запрещается в МПО, опубликован на официальном сайте Федеральной таможенной
службы России.
Исходя из особенностей правового института
МПО по национальному и международному законодательству, принимая во
внимание большой объем отправлений, которые должны быть охвачены таможенным
контролем, существует ряд проблем правового и технического характера, среди
которых, по нашему мнению, наиболее острыми являются следующие.
1. Заформализованность и сложность оформления порядка перемещения товаров
посредством МПО.
Действующее законодательство, на наш взгляд,
перегружено излишними требованиями как к самим МПО, так и к процедуре
прохождения отправлений от отправителя к получателю. Возможным
решением этой проблемы явилось бы некоторое упрощение порядка таможенного оформления
МПО.
2. Обилие правового массива, регулирующего перемещение товаров посредством
МПО.
Только в отечественном законодательстве насчитывается более
двадцати правовых актов, в той или иной мере регламентирующих данный
правовой институт. Большинство из них представлено такими подзаконными актами
как Приказы и Письма ФТС. Полагаем целесообразным создание единого нормативного
правового акта, регламентирующего порядок, как перемещения, так и
проведения таможенного контроля МПО на территории РФ.
3. Малое количество специализированных учреждений международного почтового обмена.
С учетом стабильного возрастания объемов МПО,
которые в обязательном порядке подлежат таможенному контролю, эта
проблема является на данный момент особенно актуальной. Предлагается создать
магистральные сортировочные центры, авиационные отделения перевозки почты и
сортировочные центры в каждом субъекте РФ и провести их оснащение специальными
техническими средствами таможенного контроля.
Помимо упомянутых существует множество
иных насущных вопросов в области правовой регламентации оформления,
перемещения и таможенного контроля МПО, раскрыть которые не представляется
возможным в рамках одной статьи. Хочется верить, что указанные проблемы,
найдут свое разрешение не только в перспективном для принятия ТК ЕАЭС, но и в
других нормативных правовых актах, что в конечном итоге
оптимизирует таможенное законодательство на всех его уровнях.
Степовой Р.А.