breadcrumbs_revolution_theme

Правовые особенности перемещения товаров международными почтовыми отправлениями.

    В связи с увеличением популярности услуги по осуществлению покупок посредством международной сети «Интернет» происходит неуклонный рост международных почтовых отправлений, (далее по тексту – «МПО»), посредством которых заказанные товары доставляются от отправителя к получателю.  При этом, в условиях постоянно меняющегося таможенного законодательства, особое внимание должно уделяться вопросам перемещения МПО через таможенную границу с помощью почтовой связи.

    Определенная специфика,  связанная со статусом МПО,  особенностях их оформления и     прохождения ими таможенного контроля подтверждает  актуальность этих вопросов в настоящее время.

    Общеизвестно, что таможенное законодательство России на данный момент состоит из двух сегментов: национального - определенного ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»  от 27.11.2010 года N311-ФЗ и иными законодательными актами  и  наднационального - представленного Таможенным Кодексом Таможенного Союза  от 27.11.2009 года, (далее по тексту «ТК ТС»).

    В соответствии со ст. 4 ТК ТС: «МПО – это почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза».

    МПО представляют собой объекты почтового обмена, статус которых определен Всемирным почтовым союзом.

    Анализируя  законодательство  государств – членов Таможенного союза, среди многих иных можно предложить следующую классификацию МПО по характеру вложений, содержащихся в отправлениях:

- письма;

- почтовые карточки;

- печатные издания;

- мелкие пакеты, (вес не более2 кг.);

- секограммы, (вес  не более 7 кг.);

- «Мешки М», (вес не более 30 кг.), содержимое которых составляет печатная продукция, предназначенная для одного получателя по одному адресу.

    Говоря о таможенном контроле в целом, следует заметить, что это -  совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях  соблюдения таможенного законодательства.     Его основной целью является проверка  законных требований к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и соблюдение условий конкретной таможенной процедуры участниками таможенных правоотношений.

    Основным подзаконным актом, норматирующим осуществление таможенного контроля в отношении МПО   являются «Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях». Данные правила закреплены Приказами  Федеральной Таможенной службы РФ, (далее – «ФТС РФ»): от 01.10.2009 года №1803 и от 07.09.2010 года № 1652.

     В соответствии со ст. 178 ТК ТС, МПО должны быть помещены под таможенную процедуру  в первую очередь, а их  таможенное оформление должно осуществляться в преимущественном порядке в срок, не превышающий трех дней.

    Очевидно, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с нее, а также товары, пересылка которых запрещена  Всемирным  почтовым  союзом, не могут пересылаться в МПО. Конкретный список товаров, пересылка которых запрещается в МПО, опубликован на официальном сайте Федеральной таможенной службы России.

    Исходя из особенностей правового института МПО  по  национальному и международному законодательству, принимая во внимание большой объем отправлений, которые должны быть охвачены таможенным контролем, существует ряд проблем правового и технического характера, среди которых, по нашему мнению,  наиболее острыми являются следующие.

1. Заформализованность и сложность оформления порядка перемещения  товаров посредством МПО.

    Действующее законодательство, на наш взгляд, перегружено излишними требованиями как к самим МПО, так и к процедуре прохождения отправлений от отправителя к получателю.   Возможным решением этой проблемы явилось бы некоторое упрощение порядка таможенного оформления МПО.

2. Обилие правового массива, регулирующего перемещение товаров посредством МПО. 

Только в отечественном законодательстве насчитывается  более двадцати правовых актов, в той или иной мере регламентирующих  данный правовой институт. Большинство из них представлено такими подзаконными актами как Приказы и Письма ФТС. Полагаем целесообразным создание единого нормативного правового акта, регламентирующего порядок, как перемещения, так и  проведения таможенного контроля МПО на территории РФ.

3. Малое количество специализированных учреждений международного почтового обмена.

    С учетом стабильного возрастания объемов МПО, которые в обязательном порядке подлежат таможенному  контролю, эта проблема является на данный момент особенно актуальной. Предлагается создать магистральные сортировочные центры, авиационные отделения перевозки почты и сортировочные центры в каждом субъекте РФ и провести их оснащение специальными техническими средствами таможенного контроля.

    Помимо упомянутых существует множество иных насущных вопросов в области правовой регламентации  оформления, перемещения и таможенного контроля МПО, раскрыть которые не представляется возможным в рамках одной статьи. Хочется верить, что указанные проблемы,  найдут свое разрешение не только в перспективном для принятия ТК ЕАЭС, но и в других нормативных правовых актах,  что в конечном итоге  оптимизирует таможенное законодательство на всех его уровнях.

Степовой Р.А.