Настоящее и будущее Уполномоченного экономического оператора как участника таможенных правоотношений.
На современном этапе развития Российской
Федерации, с учетом постоянно меняющейся внешнеполитической обстановки
национальный рынок таможенных услуг
имеет большое значение для государства.
Деятельность таможенных
органов в условиях увеличения
экономического оборота содействует стабилизации
Российской экономики. При таких условиях укрепление и развитие отношений
между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности
являются особенно значимыми.
Особое место среди субъектов внешнеторговой
деятельности занимает относительно новый
правовой институт в сфере таможенного законодательства - институт
Уполномоченного экономического оператора, (далее по тексту – «УЭО»).
УЭО является особым участником таможенных
правовых отношений – посредником при осуществлении внешнеэкономической
деятельности ее субъектами и контролю перемещения товаров и транспортных
средств при осуществлении такой
деятельности таможенными органами РФ.
Появление в отечественной правовой системе
этой новеллы напрямую связано с
принятием в 2005 году сессией совета Всемирной торговой организацией «Рамочных стандартов безопасности и
облегчения мировой торговли». Целесообразность возникновения данного субъекта в
России напрямую сопрягается с
международными причинами введения УЭО – это и увеличение точек
соприкосновения между таможенными органами и участниками внешнеторгового
оборота, и потребность оптимизации
расходов на совершение таможенными органами таможенных операций, укрепление
безопасности перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных
средств и прочее.
В узком смысле - Уполномоченный
экономический оператор это юридическое лицо, облеченное доверием таможенных
органов, которому предоставляется возможность применения специальных таможенных упрощений, недоступных обычным участникам
внешнеторговой деятельности. На практике, сотрудничество с УЭО дает контрагенту возможность минимизировать
финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и
оптимизировать логистическую цепочку.
Нормативное
закрепление статуса УЭО в рамках отечественного законодательства
представлено Федеральным Закономот
27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В
рамках Таможенного союза – Таможенным Кодексом Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №
17).
В связи с этим, полагаем, что существует некая коллизия в указанном
правовом массиве, связанная с неопределенностью в отношении возможности
совмещать правовой статус УЭО со статусом
иного субъекта таможенных правоотношений. Хочется надеяться, что в
будущем эта проблема будет устранена Законодателем.
Особенностью УЭО являются специальные
экономические упрощения - своего рода преференции на совершение экономических
операций, связанные с:
- выпуском товаров до подачи
таможенной декларации;
- возможностью временного хранения
товаров на собственных территориях;
- проведением таможенных операций,
связанных с выпуском товаров, на
собственных территориях;
- завершение таможенной процедуры
таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе на
территорию РФ;
- возможность предварительного
таможенного декларирования товаров, в том числе с подачей неполной и (или)
периодической таможенной декларации, а так же подачу неполной таможенной
декларации и периодическое таможенное декларирование.
- прочие.
Таким образом, мы можем констатировать, что
установленные законом упрощения являются исключительными особенностями
осуществления УЭО своих таможенных правомочий.
В настоящее время законодательство содержит
открытый перечень специальных экономических упрощений, что является явным
подтверждением определенных перспектив развития статуса УЭО.
В частности, особого внимания заслуживает разработка государствами-членами Евразийского
Экономического союза нового нормативного правового акта - Таможенного Кодекса
ЕАЭС, (далее по тексту – ТК ЭАЭС).
Среди прочих, наиболее интересными на наш
взгляд, в существующем проекте ТК ЕАЭС
являются следующие новации в правовом статусе УЭО.
1. УЭО как декларант товаров, имеет
возможность не предоставлять обеспечение
по уплате таможенных пошлин,
налогов, при выпуске товаров до завершения проверки таможенных иных документов
и сведений.
2. Оператор также пользуется льготой
по не предоставлению обеспечения уплаты указанных выше видов таможенных
платежей при таможенной процедуре таможенного транзита, если он является
декларантом ввозимых товаров.
3. Устанавливается дифференцированность
в сроках подачи декларации, обеспечения уплаты пошлин и платежей оператором для
каждой из отдельных видов таможенных операций.
4. Легализуется три типа свидетельств
УЭО, каждое из которых определяет объем и качество предоставляемых оператору
упрощений.
5. Предлагается конкретизация
обязанностей УЭО путем вынесения таковых в отдельную статью, с возможной
классификацией их в зависимости от типа свидетельства выданного оператору.
Данное предложение особенно оправданно, так как
вдействующем правовом массиве правомочия оператора содержатся в нормативных актах различного уровня.
6. Предполагается отнести УЭО к категории субъектов таможенных правоотношений низкого уровня риска. Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» содержит требования, относящие лицо к низкой категории риска. Указанный уровень означает частичное сокращение форм таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых оператором, а также ряд иных преференций.
7.
Найдено решение по вопросу территориальности применения оператором специальных упрощений. Если по действующему
законодательству это возможно лишь в
государстве в котором зарегистрирован УЭО, то
ТК ЕАЭС предлагает их использование на всей территории Таможенного
союза.
8.
Прописывается и раскрывается перечень специальных упрощений. Определяется
правомочие Евразийской Экономической Комиссии, (далее по тексту – ЕЭК),
определять отдельные случаи и категории товаров, к которым специальные
экономические упрощения не могут быть применены. 10. В качестве критерия экономической
состоятельности УЭО вводится понятие финансовой устойчивости, которое
оценивается как обязательное условие присвоения юридическому лицу статуса
оператора. Порядок определения и значения финустойчивости должны быть определены ЕЭК. Более детальной
регламентации по этому вопросу проект ТК
ЕАЭС не содержит, поэтому было бы
интересно в будущем узнать его правовое содержание.
Таким образом, мы можем
предположить в качестве основного вектора развития правового статуса УЭО его сопрягание с
европейскими стандартами
безопасной торговли, которые подразумевают расширение полномочий и
упрощений оператора и углубление его взаимодействия с таможенными органами.
Предполагается, что указанные новеллы в
правомочиях УЭО, в случае принятия ТК
ЕАЭС, оптимизируют таможенное
законодательство в целом и благоприятно скажутся на практике таможенных правовых отношений.
Степовой
Р.А.