Орган внутренних дел как субъект реализации административной ответственности за нарушение законодательства об обороте гражданского и служебного оружия.
В теории административного права субъекты (органы, представители власти), уполномоченные рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях, принято называть субъектами административной юрисдикции[1]. Специфика сферы оборота гражданского и служебного оружия обусловливает особенности проявления элементов административно-правового статуса органов внутренних дел (полиции) как субъекта административной юрисдикции при реализации административной ответственности за нарушения законодательства об оружии.
Целевой блок элементов, как справедливо указывает Д. А. Ковачев, занимает особое место в правовом статусе государственного органа[2].
Основной источник правового статуса органов
внутренних дел (полиции) – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О
полиции» – в ст. 2 называет направления деятельности полиции: защита личности,
общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие
преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц;
производство по делам об административных правонарушениях, исполнение
административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах;
обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной
(сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на
договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных
участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей,
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других
защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. КоАП
РФ также относит к задачам полиции предупреждение и пресечение административных
правонарушений. В целевом блоке
элементов компетенции полиции не представляется возможным выделить какую-либо
специфику, связанную с нарушениями норм права, регламентирующих оборот
гражданского и служебного оружия, так как это административные правонарушения
либо преступления, угрожающие общественной безопасности.
Структурно-организационный блок элементов
правового статуса отражает порядок образования и формирования органа,
установления и изменения его организационной структуры, порядок финансирования
органа и т.п.[3] В структуре органов внутренних дел образованы специальные подразделения,
уполномоченные осуществлять лицензионно-разрешительную деятельность в сфере
оборота гражданского и служебного оружия. Это, входящие в структуру
Департамента охраны общественного порядка МВД России, управления (отделы)
лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной
деятельностью.
Здесь можно отметить существенные недостатки,
связанные с численностью работников службы. По опросам инспекторов
лицензионно-разрешительной работы на одного инспектора должно приходиться около
1200 единиц гражданского оружия. Такое количество можно реально контролировать,
проводить своевременные проверки, изымать оружие, оставшееся без присмотра
владельца (смерть, нахождение в местах лишения свободы и т.д.), т.е.
осуществлять профилактическую работу. Реальная нагрузка существенно превышает
эту величину[4].
Компетенционный блок элементов правового
статуса органов внутренних дел (полиции) можно рассматривать как возложенный
законно на нее объем публичных дел[5]. В компетенционном блоке элементов
правового статуса субъекта административной юрисдикции выделяют функциональную,
предметную, территориальную и процессуальную компетенцию[6].
В функциональную компетенцию подразделений
лицензионно- разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной
деятельностью входят полномочия по осуществлению лицензирования приобретения
оружия и патронов к нему, административного надзора за соблюдением
законодательства об обороте гражданского и служебного оружия, а также
осуществление производства по делам об административных правонарушениях. Под
функциями по контролю и надзору в соответствии с Указом Президента РФ от 9
марта 2004 г. № 314 понимается осуществление действий по контролю и надзору за
исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления,
их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных
Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами
и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и
(или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов,
документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Мы согласны с предложением Т. П. Сасыкова
выделять совместную, полную и усеченную компетенцию[7]. В распределении
компетенции подразделений лицензионно-разрешительной работы имеется совместная
компетенция с участковыми уполномоченными полиции и некоторыми другими службами
(например, патрульно-постовой службой полиции общественной безопасности). Да и
внутри системы рассматриваемых подразделений полномочия подразделений
лицензионно-разрешительной работы различаются в зависимости от их места в
структуре органов внутренних дел. Указанные подразделения создаются в городских,
районных, районных в городах управлениях (отделах) МВД России, управлениях
(отделах) внутренних дел по режимным объектам МВД России; линейных управлениях
(отделах) внутренних дел на транспорте; в МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской
Федерации.
Наименьший объем полномочий возложен на
указанные подразделения в линейных органах внутренних дел. Они выдают лицензии
на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешения
на их хранение, хранение и использование, перевозку и транспортирование
юридическим лицам с особыми уставными задачами Министерства транспорта РФ,
юридическим лицам, осуществляющим железнодорожные, авиационные, речные и
морские перевозки, а также выдают разрешения на хранение и ношение оружия их
работникам при исполнении служебных обязанностей.
Наибольший объем полномочий возложен на
подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел
субъектов Российской Федерации. Данные подразделения имеют все полномочия
соответствующих подразделений городских, районных органов внутренних дел и,
кроме того, осуществляют выдачу необходимых лицензий и разрешений.
Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. №
288 определены полномочия Департамента обеспечения правопорядка на закрытых
территориях и режимных объектах: выдает лицензии и разрешения, а также
согласовывает выдачу, продление срока действия и переоформление лицензий на
производство гражданского и служебного оружия или патронов к нему юридическим
лицам, находящимся в оперативном обслуживании указанного подразделения МВД
России.
Департамент охраны общественного порядка
также наделен широким кругом лицензионно-разрешительных полномочий: выдает
лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУМВД, УМВД
субъектов Российской Федерации и горрайорганами внутренних дел, и осуществляет
выдачу ряда лицензий и разрешений.
ДООП МВД России также согласовывает выдачу,
продление срока действия и переоформление лицензий на право производства
гражданского и служебного оружия или патронов к нему юридическим лицам, за
исключением находящихся на закрытых территориях.
Осуществление органами внутренних дел
(полицией) контрольных функций за оборотом оружия и патронов осуществляется при
оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и
разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и
юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб
и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
Проверки проводятся в соответствии с
планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а
также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел, в
функциональные обязанности которых входит контроль за оборотом оружия, при
осуществлении проверок объектов и мест хранения оружия и патронов должны иметь
письменные предписания.
Следующим элементом компетенционного блока
является предметная компетенция – полномочия субъекта по рассмотрению
установленного круга дел об административных правонарушениях[8]. Предметная
компетенция органов внутренних дел (полиции) образует два блока. Во-первых, на
стадии возбуждения дела об административном правонарушении сотрудники полиции
вправе возбудить дело о любом правонарушении, предусмотренном ст. 20.8 – 20.15
КоАП РФ. Во-вторых, на стадии рассмотрения дела предметная компетенция уже, она
ограничена ст. 20.8, 20.10 – 20.14 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что предметная
компетенция зависит от должности и на стадии возбуждения дела. В соответствии с
Приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ, уполномочены
составлять должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы. Не
наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях в
сфере оборота гражданского и служебного оружия должностные лица
санитарно-эпидемиологического надзора МВД России, сотрудники ГИБДД МВД России,
сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в
административном порядке, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних,
сотрудники медицинских вытрезвителей, должностные лица паспортно-визовой
службы, сотрудники медицинской службы МВД России.
По нашему мнению, названный Перечень
заслуживает критических замечаний. Например, сотрудники ГИБДД, имеют
значительный потенциал в части выявления названных правонарушений.
В отношении должностных лиц ряда служб
полиции указанным Приказом установлена ограниченная компетенция. Так,
сотрудники подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского
рынка и административного законодательства вправе возбуждать дела об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.15 КоАП РФ, сотрудники
патрульно-постовой службы и помощники участковых уполномоченных полиции – ст.
20.8, 20.10, 20. 12, 20.13 КоАП РФ.
Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. №
288 определены права сотрудников органов внутренних дел при осуществлении контроля
за оборотом оружия и патронов:
производить осмотр оружия в местах его
производства, торговли и хранения (в том числе при экспонировании,
транспортировании, перевозке и уничтожении);
безвозмездно изымать и уничтожать в
установленном порядке оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории
Российской Федерации, за исключением оружия и патронов, приобретенных до
вступления в силу Федерального закона «Об оружии», а также изымать оружие в
случаях:
а) отсутствия лицензии на
производство оружия или патронов, торговлю ими, их приобретение,
коллекционирование или экспонирование, а также разрешения на хранение, хранение
и использование либо разрешения на хранение и ношение оружия
б) аннулирования
вышеуказанных лицензий и разрешений;
в) нарушения юридическими
лицами и гражданами установленных правил передачи, приобретения,
коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения,
перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного
решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
г) выявления самодельного
или переделанного гражданского или служебного оружия и патронов к нему с
измененными баллистическими и другими техническими характеристиками;
д) смерти собственника
гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти
гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружие;
е) ликвидации
юридического лица;
требовать для выполнения контрольных
функций от юридических лиц и граждан представления устной или письменной
информации, а также по письменному запросу документов или их копий;
давать обязательные для исполнения
письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока,
правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены;
производить опечатывание помещений мест
торговли оружием и патронами, их экспонирования (выставок-продаж и аукционов),
временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой
деятельности до устранения выявленных недостатков;
изымать оружие и передавать его на
ответственное хранение в органы внутренних дел
выносить письменные предупреждения либо
составлять протоколы об административных правонарушениях.
Территориальная компетенция определяется границами территории, на которой должностное лицо вправе осуществлять свои полномочия. Территориальная компетенция подразделений лицензионно-разрешительной работы в органах внутренних дел городов, районов распространяется на территорию этих муниципальных образований, подразделений субъектов Российской Федерации – на территорию соответствующих субъектов, подразделений в Департаменте обеспечения общественной безопасности – на всю территорию Российской Федерации. Территориальная компетенция соответствующих подразделений в органах внутренних дел закрытых административно-территориальных образований ограничена пределами этих образований, а подразделений в линейных органах внутренних дел – на перевозки оружия и патронов средствами воздушного, водного, морского и железнодорожного транспорта в пределах территории обслуживания этих органов внутренних дел.
В специальных исследованиях административно-правовых статусов должностных лиц и органов исполнительной власти высказывается мнение о том, что одним из элементов правового статуса является ответственность названных субъектов[9]. В то же время, отмечается, что термин «ответственность» употребляется, во-первых, как сам круг обязанностей[10], во-вторых, как обязанность претерпевать меры государственного принуждения[11]. Мы поддерживаем предложение А. Ю. Якимова рассматривать ответственность как негативную государственную оценку правонарушения, следовательно, нецелесообразно включать ответственность в компетенцию, поскольку в таком случае объединяются два разнородных правовых института: полномочия государственного органа (должности) и последствия их невыполнения или ненадлежащего выполнения[12]. Таким образом, ответственность следует рассматривать как самостоятельный элемент правового статуса органа исполнительной власти или его должностного лица.
Ответственность субъектов административной
юрисдикции в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ наступает в случае совершения
неправомерных действий (бездействия) или принятия противоправных решений.
Причиненные убытки возмещаются по правилам гражданского законодательства за
счет федерального бюджета, а виновные должностные лица могут (и должны) быть
привлечены к дисциплинарной ответственности.
Таким образом,
административно-юрисдикционные полномочия по обеспечению соблюдения и
исполнения законодательства об обороте гражданского и служебного оружия
занимают значительное место в компетенции органов внутренних дел (полиции).
Вместе с тем, мы не можем согласиться с утверждением о том, что
«административно-юрисдикционная компетенция представляет основу специального статуса
органов внутренних дел[13]. По нашему мнению, основу специального статуса
органов внутренних дел (полиции) в рассматриваемой сфере деятельности образуют
контрольно-надзорные полномочия.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости
дополнения рассматриваемой системы субъектов следующими должностными лицами
сотрудниками ГИБДД МВД России, прежде всего
инспекторским составом дорожно-патрульной службы, которые должны иметь право
составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2
ст. 20.8, ст. 20.9, ч. 1 ст. 20.11, ч. 2 и 3 ст. 20.12 КоАП РФ;
должностными лицами Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) путем
наделения их полномочием составлять протоколы по делам об административных
правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.8 и ст. 20.14 КоАП РФ;
должностными лицами Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор), наделив их полномочием составлять протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.15 КоАП РФ.
[1] См., напр.: Якимов А.
Ю. Указ. соч. С. 13.
[2] См.: Ковачев Д. А.
Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа //
Правоведение. 1985. № 4. С. 44. Цит. по Якимов А. Ю. Указ. соч. С. 30. См.,
также: Якимов А. Ю. Указ. соч. С. 34; Галаган И. А. Административная
ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). –
Воронеж, 1970. С. 133 – 140; Попов Л. Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин.
Ответственность (сущность, применение и эффективность административных
взысканий). – Л., 1975. С. 44 – 53.
[3] См., напр.: Цабрия Д.
Д. Статус органов управления // Советское государство и право. 1996. № 2. С.
126; Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки.
[4] См.: Григорьева О. С.
Указ. соч. С. 71.
[5] См.: Тихомиров Ю. А.
Теория компетенции. – М., 2004. С. 55.
[6] См.: Якимов А. Ю.
Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография.
– М., 1999. С. 35 – 39.
[7] См.: Сасыков Т. П.
Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел. Дис. … канд. юрид.
наук. – М., 2005. С. 73.
[8] См.: Шергин А. П.
Административная юрисдикция. – М., 1979. С. 67.
[9] См. напр.: Бачило И.Л.
Функции органов управления. М., 1976. С. 52 – 53.
[10] Такую точку зрения
высказывал С. С. Алексеев. См., напр.: Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т.
I. – Свердловск, 1972. С. 286.
[11] См., напр.: Братусь
С. Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории) – М., 1976. С.
103; Петелин А. И. Проблемы правовой ответственности в социалистическом
обществе: Учебное пособие. – Омск, 1976. С. 34.
[12] См.: Якимов А. Ю.
Указ, соч. С. 33.