Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться

    В связи с увеличением популярности услуги по осуществлению покупок посредством международной сети «Интернет» происходит неуклонный рост международных почтовых отправлений, (далее по тексту – «МПО»), посредством которых заказанные товары доставляются от отправителя к получателю.  При этом, в условиях постоянно меняющегося таможенного законодательства, особое внимание должно уделяться вопросам перемещения МПО через таможенную границу с помощью почтовой связи.

    Определенная специфика,  связанная со статусом МПО,  особенностях их оформления и     прохождения ими таможенного контроля подтверждает  актуальность этих вопросов в настоящее время.

    Общеизвестно, что таможенное законодательство России на данный момент состоит из двух сегментов: национального - определенного ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»  от 27.11.2010 года N311-ФЗ и иными законодательными актами  и  наднационального - представленного Таможенным Кодексом Таможенного Союза  от 27.11.2009 года, (далее по тексту «ТК ТС»).

    В соответствии со ст. 4 ТК ТС: «МПО – это почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза или следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза».

    МПО представляют собой объекты почтового обмена, статус которых определен Всемирным почтовым союзом.

    Анализируя  законодательство  государств – членов Таможенного союза, среди многих иных можно предложить следующую классификацию МПО по характеру вложений, содержащихся в отправлениях:

- письма;

- почтовые карточки;

- печатные издания;

- мелкие пакеты, (вес не более2 кг.);

- секограммы, (вес  не более 7 кг.);

- «Мешки М», (вес не более 30 кг.), содержимое которых составляет печатная продукция, предназначенная для одного получателя по одному адресу.

    Говоря о таможенном контроле в целом, следует заметить, что это -  совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в целях  соблюдения таможенного законодательства.     Его основной целью является проверка  законных требований к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и соблюдение условий конкретной таможенной процедуры участниками таможенных правоотношений.

    Основным подзаконным актом, норматирующим осуществление таможенного контроля в отношении МПО   являются «Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях». Данные правила закреплены Приказами  Федеральной Таможенной службы РФ, (далее – «ФТС РФ»): от 01.10.2009 года №1803 и от 07.09.2010 года № 1652.

    В соответствии со ст. 178 ТК ТС, МПО должны быть помещены под таможенную процедуру  в первую очередь, а их  таможенное оформление должно осуществляться в преимущественном порядке в срок, не превышающий трех дней.

    Очевидно, что товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с нее, а также товары, пересылка которых запрещена  Всемирным  почтовым  союзом, не могут пересылаться в МПО. Конкретный список товаров, пересылка которых запрещается в МПО, опубликован на официальном сайте Федеральной таможенной службы России.

    Исходя из особенностей правового института МПО  по  национальному и международному законодательству, принимая во внимание большой объем отправлений, которые должны быть охвачены таможенным контролем, существует ряд проблем правового и технического характера, среди которых, по нашему мнению,  наиболее острыми являются следующие.

1.            Заформализованность и сложность оформления порядка перемещения  товаров посредством МПО.

    Действующее законодательство, на наш взгляд, перегружено излишними требованиями как к самим МПО, так и к процедуре прохождения отправлений от отправителя к получателю.   Возможным решением этой проблемы явилось бы некоторое упрощение порядка таможенного оформления МПО.

2.            Обилие правового массива, регулирующего перемещение товаров посредством МПО. 

Только в отечественном законодательстве насчитывается  более двадцати правовых актов, в той или иной мере регламентирующих  данный правовой институт. Большинство из них представлено такими подзаконными актами как Приказы и Письма ФТС. Полагаем целесообразным создание единого нормативного правового акта, регламентирующего порядок, как перемещения, так и  проведения таможенного контроля МПО на территории РФ.

3.            Малое количество специализированных учреждений международного почтового обмена.

    С учетом стабильного возрастания объемов МПО, которые в обязательном порядке подлежат таможенному  контролю, эта проблема является на данный момент особенно актуальной. Предлагается создать магистральные сортировочные центры, авиационные отделения перевозки почты и сортировочные центры в каждом субъекте РФ и провести их оснащение специальными техническими средствами таможенного контроля.

     Помимо упомянутых существует множество иных насущных вопросов в области правовой регламентации  оформления, перемещения и таможенного контроля МПО, раскрыть которые не представляется возможным в рамках одной статьи. Хочется верить, что указанные проблемы,  найдут свое разрешение не только в перспективном для принятия ТК ЕАЭС, но и в других нормативных правовых актах,  что в конечном итоге  оптимизирует таможенное законодательство на всех его уровнях.

Степовой Р.А.

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Бесплатный анализ сайта

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?