Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться

    Среди множества таможенных процедур, урегулированных Таможенным кодексом Таможенного союза, (далее  - ТК ТС), есть одна, содержание которой заключается всего лишь в  двух статьях – 310 и 311. Наименование этой процедуры – «Отказ в пользу государства».

    В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ТС под данной процедурой понимается «таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования».

    В соответствии с п. 2 ст. 311 ТК ТС порядок и алгоритм применения этой процедуры установлен национальным законодательством.

    Обратившись к тексту Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» мы можем констатировать, что он по сравнению с ТК ТС немногим подробнее регламентирует применение указанной процедуры. Однако тех четырех статей, которым посвящена процедура отказа в пользу государства явно недостаточно,  чтобы понять ее существо.

    И действительно, для чего законодатель создал  эту правовую конструкцию? Ведь здравомыслящий бизнесмен, занимающийся перемещением товаров через таможенную границу, имеет  своей целью извлечение прибыли, а не  передачу предметов предпринимательской деятельности государству. Из тех шести статей правового массива, которые регулируют применение этой процедуры сложно уяснить ее целесообразность и привлекательность. Однако, несмотря на скудость регулирования применение этой таможенной процедуры имеет  свой смысл.

    Как правило, она избирается тогда, когда реализация товаров оказывается невозможной либо коммерчески невыгодной. Причиной тому может  служить множество условий: здесь и уплата штрафных санкций при перевозке иностранных товаров различными видами транспорта; увеличение ставок таможенных пошлин; бесперспективность вывоза иностранных товаров за пределы ТС в связи с высокой стоимостью таможенных платежей и.т.д.

    Некая альтернатива процедуре отказа в пользу государства определена таможенной процедурой уничтожения, установленной главой 42 ТК ТС. Однако, при детальном сравнении правовых режимов этих двух процедур предпочтительнее оказывается первая в силу того, что реализация  процедуры уничтожения производится за счет заинтересованного лица. Кроме того, в практике таможенного регулирования существует принцип предпочтительности отказа от товаров в пользу государства.

    Итак, под данную таможенную процедуру могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также запрещенных к обороту на территориях ее  государств – членов.

    К иностранным товарам относятся:

1.            Не помещенные под какую-либо таможенную процедуру.

2.            Помещенные под таможенные процедуры: магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка на таможенной территории для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск).

3.            Перемещаемые через таможенную границу дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, и.т.д.

    В свою очередь, к запрещенным  к  ввозу  на  таможенную  территорию  ТС можно отнести, например: озоноразрушающие  вещества  и  продукцию  их  содержащую, опасные отходы.     Примером  товаров, запрещенных к обороту на территории России являются   наркотические  средства, оружие  и.т. д.

    Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 № 375 (в редакции решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.09.2015 г. № 116) был утвержден «Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства». В него были включены следующие товары:

1) в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов ТС расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;

2) с просроченным сроком годности (потребления, реализации);

3) не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов ТС.

    Таким образом, можно определить ряд условий необходимых для помещения иностранных товаров под процедуру отказа:

  • отказ осуществляется без расходов за счет государства;
  • отсутствие  ограничений на реализацию этих товаров за исключением тех, которые запрещаются для ввоза и использования на территории стран-участниц ТС;
  • оформление  заинтересованным лицом пакета необходимых документов;
  • транспортировка отказного товара за счет инициатора процедуры  в место, определенное таможенным органом.

    Помимо уже рассмотренных в статье нормативных правовых актов регулирующих соответствующую процедуру на уровне ТС и национального законодательства, существует также  Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2011 г. N 357 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства", который детально регламентирует  алгоритм действий декларанта и должностных лиц таможенных органов по оформлению товаров под указанную процедуру.

    В соответствии с этим нормативом декларант, или по его поручению таможенный представитель, должен составить письменное заявление, в котором обязан отразить наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также кратко изложить причины, по которым производится отказ. Заявитель должен обратиться в таможню, в регионе деятельности которой предполагается таможенное оформление таких товаров.

    Инициатор обязан приложить к заявлению соответствующие документы, подтверждающие заявленную информацию. Кроме того, им представляются документы, касающиеся срока годности, потребления, или реализации товаров, их соответствие государственным стандартам стран-участниц ТС. Данное заявление регистрируется таможенным органом.

    Правом разрешения помещения товаров под процедуру отказа обладает начальник таможни, либо лицо его замещающее, которые в течение десяти дней с момента регистрации заявления принимают решение по существу заявленной просьбы.

    Указанные лица вправе инициировать таможенный досмотр представляемых товаров по результатам которого составляется акт, в котором отражается перечень товаров, их количество, ассортимент, описание и сроки годности.

    В случае принятия положительного решения заявителю выдается письменное разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру, подписанное должностным лицом таможенного органа и скрепленное соответствующей печатью.  В случае отказа заявитель информируется об этом также письменно с указанием причин.

    Получив разрешение на помещение товаров, декларант подает в таможню таможенную декларацию. Одновременно с выпуском товаров, в трех экземплярах составляется акт их приема-передачи в федеральную собственность. Помимо декларанта, (или лица его замещающего), должностного лица таможни, этот акт подписывается представителем организации хранения, (как правило, это – склад временного хранения или таможенный склад), куда будут помещены отказные товары.

    Со дня передачи товаров таковые считаются обращенными в федеральную собственность и действие таможенной процедуры отказа в пользу государства завершается. Впоследствии данные товары, передаются Росимуществу которое реализует их в соответствии с действующим законодательством.

Степовой Р.А.

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Бесплатный анализ сайта

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?