Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться

     На современном этапе развития Российской Федерации, с учетом постоянно меняющейся внешнеполитической обстановки национальный  рынок таможенных услуг имеет большое значение для государства.  Деятельность  таможенных органов  в условиях увеличения экономического оборота содействует стабилизации  Российской экономики. При таких условиях укрепление и развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности являются особенно значимыми.

    Особое место среди субъектов внешнеторговой деятельности занимает относительно новый  правовой институт в сфере таможенного законодательства - институт Уполномоченного экономического оператора, (далее по тексту – «УЭО»).

    УЭО является особым участником таможенных правовых отношений – посредником при осуществлении внешнеэкономической деятельности ее субъектами и контролю перемещения товаров и транспортных средств  при осуществлении такой деятельности таможенными органами РФ.

    Появление в отечественной правовой системе этой новеллы  напрямую связано с принятием в 2005 году сессией совета Всемирной торговой организацией  «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли». Целесообразность возникновения данного субъекта в России напрямую сопрягается с  международными причинами введения УЭО – это и увеличение точек соприкосновения между таможенными органами и участниками внешнеторгового оборота, и  потребность оптимизации расходов на совершение таможенными органами таможенных операций, укрепление безопасности перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств и прочее.

    В узком смысле - Уполномоченный экономический оператор это юридическое лицо, облеченное доверием таможенных органов, которому предоставляется возможность применения  специальных таможенных упрощений,   недоступных обычным участникам внешнеторговой деятельности. На практике, сотрудничество с УЭО  дает контрагенту возможность минимизировать финансо­вые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

    Нормативное  закрепление статуса УЭО в рамках отечественного законодательства представлено  Федеральным Закономот 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В рамках Таможенного союза – Таможенным Кодексом Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).

    В связи с этим, полагаем, что  существует некая коллизия в указанном правовом массиве, связанная с неопределенностью в отношении возможности совмещать правовой статус УЭО со статусом  иного субъекта таможенных правоотношений. Хочется надеяться, что в будущем эта проблема будет устранена Законодателем.

    Особенностью УЭО являются специальные экономические упрощения - своего рода преференции на совершение экономических операций, связанные с:

  • ·              выпуском товаров до подачи таможенной декларации;
  • ·              возможностью временного хранения товаров на собственных территориях;
  • ·              проведением таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на  собственных территориях;
  • ·              завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе на территорию РФ;
  • ·              возможность предварительного таможенного декларирования товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, а так же подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.
  • ·              прочие.  

    Таким образом, мы можем констатировать, что установленные законом упрощения являются исключительными особенностями осуществления УЭО своих таможенных правомочий.

    В настоящее время законодательство содержит открытый перечень специальных экономических упрощений, что является явным подтверждением определенных перспектив развития статуса УЭО.

    В частности, особого внимания заслуживает  разработка государствами-членами Евразийского Экономического союза нового нормативного правового акта - Таможенного Кодекса ЕАЭС, (далее по тексту – ТК ЭАЭС).

    Среди прочих, наиболее интересными на наш взгляд, в существующем проекте  ТК ЕАЭС являются следующие новации в правовом статусе УЭО.

1.            УЭО как декларант товаров, имеет возможность не предоставлять обеспечение  по уплате  таможенных пошлин, налогов, при выпуске товаров до завершения проверки таможенных иных документов и сведений.

2.            Оператор также пользуется льготой по не предоставлению обеспечения уплаты указанных выше видов таможенных платежей при таможенной процедуре таможенного транзита, если он является декларантом ввозимых товаров. 

3.            Устанавливается дифференцированность в сроках подачи декларации, обеспечения уплаты пошлин и платежей оператором для каждой из отдельных видов таможенных операций.

4.            Легализуется три типа свидетельств УЭО, каждое из которых определяет объем и качество предоставляемых оператору упрощений.

5.            Предлагается конкретизация обязанностей УЭО путем вынесения таковых в отдельную статью, с возможной классификацией их в зависимости от типа свидетельства выданного оператору. Данное предложение особенно оправданно, так как  вдействующем правовом массиве правомочия оператора  содержатся в нормативных  актах различного уровня.

6. Предполагается отнести УЭО к категории субъектов таможенных правоотношений  низкого уровня риска. Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 «Об утверждении  Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность» содержит требования, относящие лицо к низкой категории риска. Указанный уровень означает  частичное сокращение форм таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых оператором, а также ряд иных преференций.

7. Найдено решение по вопросу территориальности применения  оператором специальных упрощений. Если по действующему законодательству  это возможно лишь в государстве в котором зарегистрирован УЭО, то  ТК ЕАЭС предлагает их использование на всей территории Таможенного союза.

9. Прописывается и раскрывается перечень специальных упрощений. Определяется правомочие Евразийской Экономической Комиссии, (далее по тексту – ЕЭК), определять отдельные случаи и категории товаров, к которым специальные экономические упрощения не могут быть применены.        10. В качестве критерия экономической состоятельности УЭО вводится понятие финансовой устойчивости, которое оценивается как обязательное условие присвоения юридическому лицу статуса оператора. Порядок определения и значения финустойчивости  должны быть определены ЕЭК. Более детальной регламентации по этому вопросу  проект ТК ЕАЭС не содержит,  поэтому было бы интересно в будущем узнать его правовое содержание.

    Таким образом,  мы можем  предположить в качестве основного вектора развития  правового статуса УЭО его сопрягание  с  европейскими стандартами  безопасной торговли, которые подразумевают расширение полномочий и упрощений оператора и углубление его взаимодействия с таможенными органами.

    Предполагается, что указанные новеллы в правомочиях УЭО, в случае принятия ТК  ЕАЭС,   оптимизируют таможенное законодательство в целом и благоприятно скажутся  на практике таможенных правовых отношений.

Степовой Р.А.

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Бесплатный анализ сайта

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?