Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Поделиться

    Под внешнеторговыми отношениями принято понимать совокупность общественных отношений возникающих во внешнеторговом обороте по поводу перемещения товаров через государственную границу. Торговый оборот в Российской Федерации является частью глобального торгового оборота, в связи с чем соблюдение субъектами предпринимательских отношений правил, регулирующих экспортные операции является особо значимым.

    Реализуя публично-правовые отношения в сфере внешнеэкономической деятельности государство осуществляет единую политику экспортного контроля, целью которой является обеспечение национальных, экономических и политических интересов страны. Существующая система экспортного контроля выражается в совокупности мер по реализации государством порядка вывоза за пределы России товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка.

    Актуальным вопросом развития отечественной внешне-экономической деятельности в целом и упрощения процедуры экспорта, в частности, представляются согласно соответствующей "дорожной карты" мероприятия:

- ускорения выдачи разрешительных документов;

- качественного совершенствования системы управления рисками; и пр.

    Контрольными показателями указанных мероприятий установлены соответствующие:

-сроки подготовки документов, которые необходимы для прохождения всех процедур перемещения товара через границу;

-сроки прохождения таможенных процедур и операций для товара, не идентифицированного рисковым товаром, требующим дополнительной проверки.

    Поэтому одной из основных научных задач в настоящее время представляется поиск оптимального сбалансированного решения по ускорению мероприятий процедуры экспорта. При этом представляется целесообразным использовать имеющиеся средства таможенной оптимизации. Например, Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации включают четыре основные элемента:

1) гармонизацию требований относительно электронного предварительного уведомления о грузе, включая исходящую отправку (экспорт);

2) обязательство последовательного подхода к вопросу управления рисками со стороны всех стран, присоединяющихся к Рамочным стандартам ВТО, в целях решения проблем безопасности;

3) обязанность таможенной администрации направляющей страны производить по обоснованному запросу принимающей страны в рамках сопоставимой методики отслеживания рисков досмотр контейнера и груза повышенного риска при экспорте (желательно с применением неинтрузивной аппаратуры обнаружения: крупноформатных рентгенаппаратов и детекторов радиации);

4) обеспечение таможенных льгот для компаний (организаций), соблюдающих минимальные стандарты безопасности в рамках международной цепи товарной поставки и использующих эффективные методы работы.

    Система рамочных стандартов ВТО основана на четырех вышеуказанных элементах и формируется с использованием двух опор:

1) системы соглашений таможенных администраций (стандарты первой опоры);

2) системы партнерских отношений таможенных служб с предпринимательским сообществом (стандарты второй опоры).

    Актуальная стратегия двух опор обладает преимуществами: 

- наличие опор предполагает использование комплекса стандартов (правил), которые скомпонованы с гарантией легкого понимания и оперативного применения на международном уровне;

- эти опоры построены с учетом существующих во Всемирной таможенной организации мер обеспечения безопасности и облегчения торговли, а также программ, которые разработаны администрациями-членами ВТО;

- формирования прочной административно-таможенной платформы взаимодействия с предпринимательством, которая способствует:

1) активизации мировой торговли с повышением уровня ее защищенности от террористических угроз;

2) увеличению вклада таможенной службы и торгового партнерства в процессы роста социально-экономического благосостояния государств;

3) расширению возможностей таможни в обнаружении грузов с повышенным риском для последующей работы с ними;

4) повышению эффективности товарного администрирования, что ускоряет процедуры таможенного оформления и выпуска груза;

5) созданию косвенного мультипликационного эффекта – в целом эффекта роста экспорта, который успешно развивается  благодаря формированию, использованию и модернизации платформы электронной торговли, и, в частности, ускорения всех стадий международной поставки .

    Вместе с этим, стоит отметить, что в 4 разделе Концепции системы предварительного информирования  еще 8 лет назад обозначены информационные уровни доверия предварительной информации для таможенный целей.  Наиболее высокий, пятый уровень доверия удостоверяет репутацию добросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

    Применение указанных принципов позволяет сформулировать в рамках процедуры экспорта мероприятия предварительного информирования в упрощенном таможенном контроле (далее – УТК):

- классификация информации для таможенных целей в отношении сведений пятого уровня, обозначенного в 4 разделе Концепции системы предварительного информирования;

- направление предварительной информации о товаре от таможенных органов направляющей стороны в таможенные органы принимающей стороны;

- проведение представителями таможенных органов направляющей стороны инспекции при загрузке товара в транспортное средство (трак, вагон, контейнер) на соответствие предварительной информации о товаре, включая:

1) подготовку представителями таможенных органов направляющей стороны товаросопроводительных/ товаротранспортных документов при отгрузке товаров в полном соответствии с требованиями таможенного законодательства принимающей стороны;

2) проверку маркировки грузовых мест на соответствие требованиям таможенного законодательства принимающей стороны;

3) проверку наличия и достоверности указанных в предварительной информации сведений об идентификации товаров;

4) исключение случаев несоответствия сведений о перемещаемых товарах сведениям, содержащимся в товаросопроводительных документах;

5) исключение оснований для возбуждения дел об административном правонарушении; и пр.

    Инновационным элементом в предложенных мероприятиях представляется разработка и двустороннее внедрение программного обеспечения, согласованного направляющей и принимающей сторонами, позволяющего верифицировать сведения пятого уровня, которые включают информацию таможенных органов страны экспорта в отношении товара, перемещаемого определенным лицом. В отношении указанного лица (перевозчика, др. заинтересованного лица)  данный таможенный орган и ФТС России совместно подтверждают исполнение национальных таможенных законодательств и удостоверяют репутацию добросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

    Вместе с этим, таможенные преференции в рамках УТК могут включать:

-пропуск без таможенного досмотра в отношении грузов участника УТК в пунктах пропуска и в определенных местах таможенного оформления;

-выделение участнику УТК отдельных полос контроля в целях сокращения времени оформления процедуры экспорта;

-проведение мероприятий контроля после выпуска из под процедуры экспорта;

-принятие грузовой таможенной декларации таможенным органом в случае предоставления компанией, участвующей в УТК, неполного комплекта документов, при обязательстве последней предоставить недостающие документы; и т.д.

Степовой Р.А.

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика
Бесплатный анализ сайта

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?